5 января Президентом России был подписан указ о том, что 2017 год станет Годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Будет уделено внимание и совершенствованию экологической сферы в целом и, в частности, развитию системы заповедников.

Эксперты сообщают, что именно в 2017 году начинается практическая реализация тех изменений законодательства в сфере экологии, которые рассматривались российскими парламентариями в предшествующие годы. Изменения затронут водный, лесной, земельный кодексы России и многие федеральные законы, регламентирующие данную сферу правоотношений.

Студенты 2 курса Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнева Черных Алина, Жулдыбин Егор, Иванова Анна и Яковлев Евгений, обучающиеся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», решили внести свой вклад в решение экологических проблем.

Идея состоит в том, чтобы через серию интервью с персонами нашего города, которые внесли свой вклад в экологическую науку и в экологическое просвещение студентов вузов нашего города, попробовать активизировать экологически ответственное поведение молодых людей.

Выбор этих персон не случаен. Эти люди уже известны у нас как специалисты с большим стажем, с интересными идеями.

Название серии интервью и других материалов по экологии — «Экология — это про то, каким воздухом мы дышим, по какой земле ходим, какую воду пьем, какой мы оставим нашим детям и внукам природу».

 

Интервью первое.

Тасейко Ольга Викторовна – доцент кафедры инженерной экологии СибГАУ, кандидат физико-математических наук.

 

— Здравствуйте, ОльгТасейко_ОВа Викторовна, расскажите о себе.

— По образованию я математик, закончила математический факультет Красноярского государственного университета. Далее занималась экологией, работала на передвижной лаборатории контроля качества атмосферного воздуха с 2000-го года, а в 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Рассеяние атмосферных загрязнений в условиях городской застройки».

В настоящее время преподаю экологию в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М.Ф.Решетнева.

— Какова ситуация с экологией в Красноярске? И какие пути решения видите Вы?

— Достаточно сложная ситуация, конечно, поскольку регион промышленный, город имеет свои особые климатические условия, которые способствуют тому, что уровень загрязнения у нас будет высоким, даже если объемы выбросов сократятся.

Поэтому очень пристальное внимание требуется к качеству атмосферного воздуха и тому, как он влияет на здоровье жителей города. В целом можно сказать, что современный человек живет в условиях, когда на него влияет большое количество разнообразных факторов, не только загрязнение воздуха, но и качество продуктов питания и питьевой воды, а также различные физические воздействия.

Очень много разнообразных факторов, которые, в совокупности, меняют среду обитания человека и, соответственно, меняют человека. Человек вынужден уже под это подстраиваться, поэтому центром современных экологических исследований и всевозможных задач должен быть человек, его состояние здоровья и то, как он адаптируется к изменяющимся факторам окружающей среды.

При этом необходимо помнить о том, что состояние природы и состояние биосферы тоже на нас влияет и мы тесно с ней взаимосвязаны. И поэтому мы должны не забывать о том, какое воздействие человек и его деятельность оказывают влияние на окружающую среду. В последнее время, когда говорят про экологию, то подразумевают качество атмосферного воздуха.

На самом же деле, проблема еще и с образованием отходов. Если на качество воздуха мы можем повлиять, только выражая свое общественное мнение, то на количество отходов может повлиять каждый – не мусорить, по возможности сортировать отходы.

Сейчас одна из важнейших задач – воспитание в студентах экологичного  поведения, т.е. они должны понимать, что во взаимодействии с окружающим миром они тоже оказывают влияние на экологию.

Например, когда вы выбираете себе средство передвижения, то нужно задумываться о воздействии на окружающую среду. А что касается воздуха, у нас есть промышленные предприятия, они работают и загрязняют воздух, но сейчас очень значителен вклад автотранспорта, поскольку его количество все время растет.

— Вы состоите в каких-либо общественных экологических организациях?

— Нет, я в общественных организациях не состою, я работаю в университетах и сотрудничаю с разными научными организациями, с которыми веду свою научно-исследовательскую деятельность.

— Имеются ли у Вас какие-либо гранты и мероприятия, которые Вы организуете?

— Сейчас я реализую грант по проекту «Моделирование процессов самоочищения малых рек Красноярской агломерации». Меня интересует, как меняется качество рек, насколько воздействие антропогена городской среды влияет на качество воды в реках, способны ли эти реки восстанавливаться и что нужно сделать, чтобы они восстанавливались.

Также можно считать неким проектом работу на передвижной лаборатории, когда мы оценивали качество воздуха в течение нескольких лет (с 2001 по 2004 год), она служила дополнением стационарным постам. Это позволяло производить измерения в различных точках, где разное движение автотранспорта, разные объемы выбросов. На данный момент действуют несколько передвижных лабораторий, но пока они на таком уровне не работают. Они получают государственную поддержку, но таких исследований, как в тот период, в настоящее время не проводится.

— Каково привлечение студентов  к проектам?

— Серьезного развития проекты студентов, к сожалению, не получили. Тем не менее, большой интерес вызывали задачи для студентов, которые они занимались в рамках учебы в СибГАУ, связанные с альтернативными источниками энергии, чтобы оценить, какие есть возможности в Красноярском регионе для использования ветреной энергетики или какой-либо другой.

Сейчас ведется работа со студентами по оценке влияния климатических факторов и загрязнения воздуха совокупно на здоровье населения. С одной стороны, они решают свои учебные студенческие задачи, а с другой стороны — это и научная работа. Мы вместе пишем заявки на гранты.

— Как климат влияет на самочувствие человека? 

— Что касается климата, то сейчас очень актуальной во всем мире становится оценка влияния климатических факторов на здоровье населения. Есть даже категории климатозависимых заболеваний, которые находятся под воздействием климатических изменений.

К примеру, период сильной жары, который касается в основном городов. У нас в городе такое явление не встречается, но предпосылки к этому есть. Проблема в том, что город нагревается и создается «остров тепла».

Чем больше город, тем больше «остров тепла» (его интенсивность). Разница между температурой в центре города, в таких случаях, и за городом может быть существенна, в среднем 5-7 градусов. Люди начинают испытывать дискомфорт, а те, кто имеет какие-нибудь заболевания, погибают, либо у них ухудшаются хронические заболевания. В основном, конечно, это сердечно-сосудистые заболевания, отчасти болезни органов дыхания.

Помимо периодов сильной жары, в Красноярске существует такая проблема, как резкие перепады температуры, когда в течение короткого периода времени температура может измениться градусов на 20. В результате данного явления появилось много метеозависимых людей. Пока сложно понять, что влияет на человека сильней – климат, загрязнение воздуха или другие проблемы.

— Расскажите об одной из глобальных проблем экологии – парниковом эффекте.

— В выбросах парникового газа и в том, что их концентрации растут, как считают многие ученые, вина человека. Чтобы повлиять на данную проблему, международное сообщество разработало Киотский протокол. Он вступил в силу в 2005 году, но особого успеха не добился. Этот протокол не ратифицировали Индия, Китай и США, которые ответственны за множество выбросов.

Поэтому сейчас мировое сообщество при поддержке России разработало новое международное соглашение, которое направлено на снижение выбросов углекислого газа и метана. Страны стремятся к полной остановке выбросов углекислого газа к 2100 году. По новому соглашению развитые страны должны выделять  большую сумму денег на то, чтобы стимулировать развивающиеся страны снижать объемы выбросов.

Интервью второе.

 

Неустроева Марина Викторовна — доцент кафедры географии и методики преподавания географии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, ландшафтовед-геоэколог. кандидат сельскохозяйственных наук.

 

Неустроева_МВ— Добрый день, Марина Викторовна, мы студенты 2-го курса СибГАУ, сначала мы бы хотели узнать немного о Вас. Почему Вы выбрали именно эту стезю?

— Начнем с того, что я закончила Сибирский технологический институт, лесохозяйственный факультет, выбранная мною специальность подразумевает как инженерное образование, так и хорошее знание природы, потому что работать с лесом и не зная, что такое природа, невозможно.

Хотелось бы сказать, что при выборе профессионального пути не может не влиять окружение. Например, я «чисто городской ребенок», но знала многие растения лучше своих однокурсников, выходцев из сельской местности, и знала, что такое лес, древесные породы. Эти знания я получила в детстве, благодаря летнему отдыху в пионерских лагерях, по два сезона каждый год, в которых были всевозможные познавательные программы, кружки и занятия на станции юннатов, в которой изучали природу практически все школьники соседних школ. И, конечно, друзья семьи, с которыми мы часто ездили в леса за грибами, ягодами, ходили на «Столбы».

Я разрывалась между желанием заниматься творчеством и желанием поступить в институт. Для того, чтобы сориентироваться, ходила по институтам, смотрела, какие профессии мне интересны, какой мне понравится. Вот когда я зашла в технологический институт, его атмосфера мне очень понравилась. Эта совокупность всего и определила мое будущее.

Основы научной деятельности я получила еще в институте, участвовала в совместных с Институтом леса и древесины им. В.Н. Сукачева полевых исследованиях. После окончания института я работала в этом научном институте в лаборатории микробиологии, боролись с сибирским шелкопрядом.

Затем в Красноярском сельскохозяйственном институте, на кафедре ботаники.

А потом в Красноярском филиале Госцентра «Природа», в котором занималась тематическим картографированием на основе космических снимков. За восемь лет работы объездила практически весь Красноярский край.

В 1993 г. поступила в аспирантуру, и там к научно-исследовательской деятельности прибавилась еще и педагогическая.

В девяностые годы преподавала дисциплину «Экология» в пяти разных высших заведениях и была одним из организаторов выездных экологических полевых школ и автором игровой организационной модели «Наше племя». Поэтому если возвращаться к вопросу, то кто кого выбрал? Я стезю или стезя меня?..

В 2003 году, уже после защиты диссертации, я хотела продолжить ландшафтные исследования, и так сложилось, что меня пригласил для открытия новой специальности «Геоэкология» на кафедре физической географии в КГПУ её руководитель — доктор географических наук В.П. Чеха.

Для открытия были подготовлены программы, построена и обустроена лаборатория геоэкологии, на базе которой студентами проводились в последующем научно-исследовательские работы по состоянию компонентов окружающей среды. Были заложены пять комплексных ландшафтных полигонов, в том числе и на территории г. Красноярска. Для привлечения внимания к территориальным экологическим проблемам  края нами проводились круглые столы для того, чтобы привлечь представителей общественности, научного сообщества, представителей власти и молодежи и показать, что география с экологией очень тесно связаны. Многие говорят об экологии края, но зачастую не знают его географию.

Постепенно меня привлекли к общественной работе, сначала в качестве независимого эксперта, теперь по приглашению председателя и рекомендации В.М. Долженко состою в Общественном совете при Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Этот Совет рассматривает все вопросы, которые касаются экологических проблем Красноярского края, я вхожу также в рабочую группу по обращению с отходами.

Так что вот… такая стезя!

Вы затронули тему ваших научных трудов, расскажите о них  подробней.

— У меня около 80 работ, нет смысла их перечислять. Не буду говорить про научные труды, они в основном посвящены экологическим исследованиям природных территориальных комплексов, лучше скажу про учебники, которые я писала. В 2005 году, когда открыли в КГПУ при кафедре физической географии новую специальность – «Геоэкология», то чтобы мои студенты не говорили, что нет учебников, а тогда их реально не было, я написала первый учебник «Оценка экологического состояния природно-территориальных комплексов (ПТК): мониторинг, оценка качества компонентов окружающей среды».

Более того, даже в СибГАУ мои студенты видели эти учебники, вы можете даже найти их в своей библиотеке, они как-то тихонечко разошлись по городу. Затем, когда мы со студентами начали изучать ландшафты и их состояние, я написала «Методику комплексных полевых ландшафтных исследований» для геоэкологов.

Еще одно учебное пособие, последнее, «Геологический мониторинг» — учебник не только для студентов, но для тех, кто потом придет на производство, потому что там есть ссылки на ГОСТы, потому что более регламентированной деятельности, чем экология, нет.

Почти 25 лет я занимаюсь мониторингом природных комплексов с близи города, это ряд возвышенностей, называемых «Долгая грива», позже нашла единомышленников из других вузов, которым также интересна эта территория. Совместно мы проводили со своими студентами полевые практики, так накопился материал по комплексным исследованиям природных комплексов под воздействием города.

Геологические условия изучались под рук. М.Л. Махлаева (СФУ), почвенные под рук. Т.Н. Демьяненко (КГАУ), геохимические—  под рук. Т.П. Стримжа, а объединяющими явились ландшафтные исследования.

Результатами стали курсовые и квалификационные, магистерские и  диссертационные работы, а также совместная монография «“Долгая Грива”- межвузовский полигон ландшафтно-экологического мониторинга: природные комплексы, геология, прогноз развития».

Она стала бестселлером среди изыскателей, так как строительство объектов Универсиады почти все сосредоточено на этой территории, и специалисты теперь пользуются этой монографией, потому что там дан полный комплекс и информация, которая ранее не была известна.

Как вы считаете, почему важна экология в мире? В Красноярске?

— Начнем с того, что для этого нужно понимать, что такое экология. Просто природой занимается ботаника, геология, гидрология, гидрография, то есть много наук занимается именно природой, какими-то отдельными ее аспектами.

Экология же… Ну-у… биологи считают, что экология родилась у них. В общем-то, они имеют на это право. Первый, кто дал определение науке экологии, был Эрнест Геккель в 1864-1864 гг. И он сказал просто: «Экология –  наука о взаимодействии организмов окружающей средой и друг с другом».

Сейчас, благодаря нашим полуграмотным СМИ, экология стала «грязной». Ну, согласитесь, может быть, «грязная» физика? Давайте ядерную физику назовем «грязной»? Или «грязная» химия – пестициды. Это «грязная» химия у нас будет теперь? «Грязная» экология – это бред, и вот с этим бредом приходится бороться.

А СМИ транслируют информацию, искажают, в результате получается, что они вносят это искажение. И в головах у людей, когда речь идет об экологии, сразу возникают мысли про «черное небо» или, наоборот, «чистый воздух». Они никак не понимают, что это взаимосвязано с другим. Нужно изучать взаимосвязь. Да, качество среды ухудшается – это стало основным предметом изучения, потому что пострадают все. Это интересно, но как мы докатились до этого, это не интересно никому. А это логически связанные вещи.