5 мая в рамках VIII Всероссийского студенческого фестиваля «Неделя PR и рекламы на Енисее 2010» прошло заседание круглого стола «Специалист по коммуникациям на рынке труда». На встречу были приглашены крупнейшие специалисты-практики в области коммуникаций г. Красноярска, преподаватели кафедры общественных связей гуманитарного факультета, а также студенты и выпускники кафедры общественных связей. Ведущий круглого стола – Михайлов Алексей Валерианович, завкафедрой общественных связей СибГАУ.
Дискуссия прошла оживлённо и нестандартно, участники активно полемизировали на разные темы. В основном обсуждался вопрос трудоустройства и качества подготовки специалистов. Профессионалы в области пиара отметили, что студентам-пятикурсникам гораздо легче устраиваться на работу после прохождения практики в конце учебного года, когда организация успевает увидеть выпускника в деле.
Анна Анатольевна Ворошилова, декан гуманитарного факультета, подчеркнула: «Действительно, нашему факультету знакома такая тенденция, в связи с ней и составлен наш учебный план, чтобы студенты одновременно могли и работать, и готовиться к выпуску». Она же сказала в течение обсуждения и об изменениях в структуре набора, о введении совместного 4-годичного бакалавриата рекламы и связей с общественностью, о необходимости просвещения работодателей.
Комарицын Сергей Гурьевич, гендиректор ЦГИК «Текущий момент» и частый гость в нашем вузе, отметил необходимость развивать пиар-сообщество: «Ещё в 1930-е годы писатели Ильф и Петров говорили о необходимости развития паблисити. В наши же дни уместно говорить о тенденции к увеличению популярности и престижа профессии, но будущее зависит исключительно от нас, профессионалов и молодёжи».
Сергей Николаевич Ким, мэтр тележурналистики в Красноярске, а ч сентября 2009 года и преподаватель гуманитарного факультета, поделился своими мыслями о специализации выпускников: «На мой взгляд, студентам по окончании вуза нужно определиться с тем, что лучше получается, и именно этим заниматься в дальнейшем. Скажем, быть «текстовиком» (писать пресс-релизы, заниматься литературным редактированием), «правовиком» (работать с юридическими документами), специалистом по маркетингу, организовывать специальные мероприятия. Например, одно время мы остро нуждались именно в «текстовике».
Директор кадрового агентства «Докерт-Юкон» Нина Корнеева отметила достаточно высокий уровень осведомленности представителей малого и среднего бизнеса о спектре коммуникационных специальностей.
Такого же мнения и начальник отдела городского Центра занятости, при этом она отметила работу Центра трудоустройства выпускников СибГАУ, что выражается в умелом поведении выпускников этого вуза на рынке труда, умении выбрать работу по профилю.
Пресс-секретарь департамента экономики администрации города Лариса Корень считает, что затруднения с выбором места трудоустройства и уровнем зарплаты для гуманитариев все же существуют, и немалые.
Борис Малышев, студент 2-го курса: «Будь то широкий профиль деятельности или очень узкая специализация пиарщика — по сути, мы говорим о двух сторонах одной медали: коммуникационной деятельности. Я считаю, что нельзя дать однозначного ответа на вопрос, лучше ли быть широкопрофильным специалистом или же остановиться на конкретной сфере деятельности – ведь всё зависит от конкретной ситуации в конкретной компании».
Алексей Новиков, доцент кафедры социологии и связей с общественностью СФУ, заявил, что есть возможность сочетать глубокую фундаментальную подготовленность в области исследований, прежде всего социологических, маркетинговых, студентов СФУ с практико-ориентированной подготовкой в СибГАУ. Взять лучшее и идти дальше, — так можно достичь успеха.
Александр Иоффе, доцент кафедры общественных связей, полагает, что необходимо приближать практику и обучение через развитие специальных форм взаимодействия вуза и различных структур, формировать «гибкую» практику, — ознакомление, выполнение заказов, решение отдельных кейсов, включение в полный спектр работы.
Оксана Болдырева, начальник Центра общественных связей ОАО «Красмаш», считает выпускников СибГАУ конкурентоспособными на рынке, но при этом отмечает необходимость поднятия уровня заработной платы молодого специалиста на предприятии.
Дмитрий Кудрявцев, первый заместитель генерального директора КГБУ «Красноярский кинограф», заметил, что для настоящего студента работа всегда есть, и высказал парадоксальное суждение: «Мне как работодателю удобнее, когда у претендента на должность нет опыта работы, я сам обучу его всему».
Кулешова Екатерина, выпускница 2009 г.: «Начала работать с 3-го курса. Поначалу было проблематично совмещать работу с учёбой, но я ничуть не жалею о приобретённом опыте. Главный совет, который хотелось бы дать студентам – не бойтесь начинать профессиональную деятельность. Если вы обладаете огромным желанием работать, то профессия сама «придёт» к вам».
Сергей Николаевич Ким поделился прогнозами относительно трудоустройства пиарщиков в сфере телекоммуникаций: «Как известно, мировой экономический кризис негативно повлиял и на сферу телевидения. В связи с этим под сокращение попали специалисты по коммуникациям. Сейчас устроиться работать на крупные телеканалы проблематично, вакансий почти нет. Однако уже со следующего года ситуация значительно изменится – специалисты будут прибегать к помощи как студентов (в качестве практикантов), так и выпускников».
Участники дискуссии также отметили, что пиар-специалисты востребованы преимущественно в государственных, политических и властных структурах.
По мнению начальника Управления общественных связей СибГАУ Бориса Вербенко, необходимо быть разносторонним специалистом, успеть получить опыт в разных структурах, прежде чем выходить на рынок труда.
Беседа студентов с профессионалами получилась очень неординарной и продуктивной. Выяснилось, что в целом все согласны в том, что разносторонние глубокие знания и узкая специализация в области коммуникаций — почти идеальное сочетание. При этом умение развиваться, не стоять на месте, быть мобильным во всех смыслах, готовность к большой работе при маленькой оплате, ненормированному рабочему дню, готовность брать ответственность на себя, видеть завтрашнее будущее — все это очень нужно современному выпускнику коммуникационных специальностей.
Ольга Сергеева, студентка 5 курса, в каком-то смысле подытоживает смысл обсуждений: «Когда месяца два-три поищешь работу, уровень амбиций изменяется, и начинаешь оценивать и себя как специалиста по-иному. Надо ли интенсивно учиться, получать теоретические знания все пять лет, а потом судорожно пытаться понравиться работодателям, которым нужен специалист с опытом в 3-5 лет работы, при возрасте 22-25, умеющий делать все?».