5 мая в рамках Фестиваля «Ярпиар» прошел мастер-класс от Сергея Гурьевича Комарицына, политолога и директора ЦГиК «Текущий момент» на тему «Внешняя пропаганда России – soft power?».
С первых минут общения с Сергеем Гурьевичем стало понятно, что это человек с прекрасным чувством юмора. Спикер сразу же дал аудитории понять, что общение не должно быть слишком формализованным, отметив, что мастер-класс отличается именно прямой коммуникацией, «То есть, — пояснил Сергей Гурьевич, – в любой момент можно прерывать, высказывать суждения, задавать вопросы».
Свой мастер-класс Сергей Гурьевич начал с тезиса, что основная функция любого государства идеологическая. Если внутри нашей страны все государственные каналы и печатные СМИ находятся под контролем государства и в связи с этим формируют положительный образ России, то имидж РФ за рубежом таков – 100 % публикаций имеет негативную окраску. В настоящее время в зарубежной прессе фактически нет положительных публикаций о России и ее политике.
Чтобы дать аудитории понять, что же такое грамотный PR государства на внешнем уровне, Сергей Гурьевич рассказал о том, как справлялись с задачей государственного продвижения на различных исторических этапах. Одной из самых успешных PR-кампаний в истории России, по словам политолога, явилась кампания по идеологическому сопровождению деятельности Петра I, самого же Петра можно назвать первым пиарщиком по внешнеполитической деятельности в Российском государстве.
Наш гость также отметил, что успешным на внешнеполитическом уровне можно назвать и PR в СССР. «Практически все лидеры общественного мнения бывали в СССР и встречались с советскими лидерами», — говорит Сергей Гурьевич, отмечая, что каждое советское посольство или консульство в зарубежных странах издавало газету, даже в колониальных странах (например, в Индии). Спикер рассказал аудитории о существовании различных механизмов воздействия того времени, в том числе и о секретных службах. Интересным фактом для аудитории стала информация о том, что в ежедневной газете «Правда» была целая колонка, посвященная тому, что пишут об СССР за рубежом.
«На сегодняшний день никакой положительной оценки России нет в зарубежных СМИ, а соответственно, и в мировом общественном мнении», — с сожалением констатирует Сергей Гурьевич. На вопрос одного из участников мастер-класса, как спикер оценивает роль телеканала Russia Today в формировании положительного мирового общественного мнения, Сергей Гурьевич ответил: «Сегодня существует лишь 3-4 инструмента продвижения на западе. Russia Today вещает на английском, арабском и испанском языках и имеет очень небольшой охват. Кроме того, Russia Today никто не цитирует, в отличии от CNN, BBC или Al Jazeera, хотя ставилась задача встать с ними в один ряд».
Мастер-класс имел практическую ценность для гостей, а, кроме того, показал, что будущее за сегодняшними студентами — именно им предстоит поднимать уровень России в глазах мировой общественности. Уверены, с такими учителями, как Сергей Гурьевич и все наши спикеры, нам это будет по плечу!
Чернушевич Светлана, гр. ОС-01