Перемен требуют наши сердца, или Ключевые вызовы рынка и новые подходы к media relations

МК ЗубкоЗадаться вопросом, чем же отличается маркетинг и PR, всегда полезно для начинающих специалистов по связям с общественностью. И именно с обсуждения этого вопроса начался мастер-класс Татьяны Владимировны Зубко, руководителя PR-отдела МР «Сибирь».

В самом начале мастер-класса для участников был проведен небольшой опрос, который помог выявить, насколько аудитория осведомлена на тему отличий маркетинга и PR. Когда Татьяна Владимировна задала вопрос участникам мастер-класса: «Все ли хорошо понимают, в чем отличие маркетинга от пиара?», – ответил на этот вопрос гость из Хакасского университета. Смирнов Никита сказал: «PR направлен на создание имиджа компании, а маркетинг на продвижение товара и его продажу». Никита оказался прав, спикер только добавила, что, кроме имиджа, пиар еще занимается репутацией.

Таким образом, участники добрались до одной из главных мыслей мастер-класса: «Логика маркетинга — продавать, а логика PR — создавать отношения».

Далее была затронута тема того, на какие целевые аудитории обычно направлена PR-деятельность. Путем диалога было выявлено 4 направления: бизнес-партнеры, СМИ, общество, политика (GR). Не смогли самостоятельно выявить участники только аудиторию экспертов.

«Реклама — это сплошные технологии». Доказательством этой идеи стал слайд, где видно, что если раньше продвигали технологии как таковые, то теперь они схожи (каждый предлагает 4G), с ценой тоже что-то новое придумать сложно, поэтому ценовая конкуренция тоже уже не так актуальна, у каждого есть пакет услуг, за которые оператор буквально не платит. Также уже не так актуально использовать в рекламе своего товара телезвезд, ведь они не «вечны», в том смысле, что могут сняться в какой-либо другой рекламе.

Так если все уже так похоже, чем же привлечь новых потребителей и не только, но сохранить старых. Ответ прост — работа над репутацией бренда. До 40% капитализации компании (стоимости бизнеса) напрямую влияет на решения клиентов, инвесторов, партнеров, властей, сотрудников – покупать, инвестировать, работать

Поэтому стоит делать больше вкладов в работу над репутацией бренда.

«Рынок Сибири уверен, что репутация вносит серьезный вклад в стоимость бизнеса». И это не просто красивые слова, исследования показывают, что максимально репутация может вклад в стоимость компании до 45,3 % (по России эта цифра 42,9).

МТС – репутационный лидер рынка Сибири, заметно опережает конкурентов по оценке репутационного капитала. По мнению экспертов, репутация компании-конкурента МТС — Tele2 вкладывает в стоимость 35,8%, а у Мегафона эта цифра—29,5.

МТС занимает первое место среди операторов big3 по сводному Индексу Репутации (ИР). Дальше Татьяна Владимировна рассказала, в чем секрет репутационного лидерства.

«Управление репутацией = управление информацией». В этом блоке мастер-класса доказывается, насколько важно умело управлять информационными потоками, ведь они и являются «драйверами репутации». А миссия PR в этом случае — управлять информационными потоками для минимизации негативной для репутации информации и максимизации позитивной. Делается же это путем формирования медиаполя. И на примере МТС можно изучить, как делать это правильно.

В 2014 году МТС закрепила лидерство как оператор, формирующий информационное поле, увеличив отрыв по позитивным упоминаниям в СМИ. МТС утвердилась как «гуру» рынка: по цитированию и комментариям своих экспертов значимых для отрасли событий МТС превосходит других операторов. МТС остается главным ньюсмейкером в телеком-отрасли России.

Далее затронуты темы, которые сейчас весьма актуальны для бизнеса в целом, а особенно для тех, кто имеет дело с информацией : интернетизация, нарастание влияния государства, запрос на социальную активность бизнеса, регионализация.

Чтобы понять, как можно решить некоторые из поставленных проблем, стоит обратить внимание на благотворительный проект МТС и Фонда Константина Хабенского, сочетающий театральную и виртуальную реальности.

Про него можно много рассказывать, как он хорош, но ближе познакомиться с ним можно в группе «Поколение М» Вконтакте: http://vk.com/pokoleniemaugli или на официальном сайте: http://dobroedelo.mts.ru/ С точки зрения PR-практики проект сочетает театральную и виртуальную реальности. Он втягивает людей в тот информационный повод, который создала компания. И это не так плохо, если повод сам по себе хорош.

Было затронуто еще несколько тем, о том, как себя вести в сети, какой контент предлагать целевой аудитории, чтобы быть замеченными, о необходимости следить за трендами сети и т.д.

Перед тем, как ответить на вопросы аудитории, Татьяна Владимировна предложила еще несколько советов о том, как составить хороший пост:

Пишите кратко и по сути;

Пишите так, как будто пишете своим друзьям;

Проверяйте тексты на грамотность, вежливость, пунктуацию и абзацы;

Заканчивайте посты призывом к действию.

В завершение мастер-класса Татьяна Зубко выбрала самого активного студента. Им стал Смирнов Никита из ХГУ им. Н.Ф.Катанова (Абакан). За активность на мастер-классе ему была вручена футболка с принтом благотворительного проекта МТС совместно с благотворительным фондом Константина Хабенского — «Поколение М», о котором шла речь на мастер-классе.

Но на этом приятные сюрпризы не закончились. Каждому из присутствующих была вручена подарочная коробочка — печенье с пожеланием. Подарок, разумеется, приятен, но вместе с ним участники получили наглядный пример, чем отличается PR от маркетинга.

Если вы смогли посетить мастер-класс от Татьяны Зубко, то вы большой счастливчик, если же упустили эту возможность, можете, как говориться, «кусать локти», ведь вы бы могли с огромной для себя пользой провести эти полтора часа.

Так завершился один из самых интересных мастер-классов 3 дня фестиваля «Неделя PR и рекламы на Енисее 2015».