Неустроева Марина Викторовна — доцент кафедры географии и методики преподавания географии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, ландшафтовед-геоэколог. кандидат сельскохозяйственных наук.
— Добрый день, Марина Викторовна, мы студенты 2-го курса СибГАУ, сначала мы бы хотели узнать немного о Вас. Почему Вы выбрали именно эту стезю?
— Начнем с того, что я закончила Сибирский технологический институт, лесохозяйственный факультет, выбранная мною специальность подразумевает как инженерное образование, так и хорошее знание природы, потому что работать с лесом и не зная, что такое природа, невозможно.
Хотелось бы сказать, что при выборе профессионального пути не может не влиять окружение. Например, я «чисто городской ребенок», но знала многие растения лучше своих однокурсников, выходцев из сельской местности, и знала, что такое лес, древесные породы. Эти знания я получила в детстве, благодаря летнему отдыху в пионерских лагерях, по два сезона каждый год, в которых были всевозможные познавательные программы, кружки и занятия на станции юннатов, в которой изучали природу практически все школьники соседних школ. И, конечно, друзья семьи, с которыми мы часто ездили в леса за грибами, ягодами, ходили на «Столбы».
Я разрывалась между желанием заниматься творчеством и желанием поступить в институт. Для того, чтобы сориентироваться, ходила по институтам, смотрела, какие профессии мне интересны, какой мне понравится. Вот когда я зашла в технологический институт, его атмосфера мне очень понравилась. Эта совокупность всего и определила мое будущее.
Основы научной деятельности я получила еще в институте, участвовала в совместных с Институтом леса и древесины им. В.Н. Сукачева полевых исследованиях. После окончания института я работала в этом научном институте в лаборатории микробиологии, боролись с сибирским шелкопрядом.
Затем в Красноярском сельскохозяйственном институте, на кафедре ботаники.
А потом в Красноярском филиале Госцентра «Природа», в котором занималась тематическим картографированием на основе космических снимков. За восемь лет работы объездила практически весь Красноярский край.
В 1993 г. поступила в аспирантуру, и там к научно-исследовательской деятельности прибавилась еще и педагогическая.
В девяностые годы преподавала дисциплину «Экология» в пяти разных высших заведениях и была одним из организаторов выездных экологических полевых школ и автором игровой организационной модели «Наше племя». Поэтому если возвращаться к вопросу, то кто кого выбрал? Я стезю или стезя меня?..
В 2003 году, уже после защиты диссертации, я хотела продолжить ландшафтные исследования, и так сложилось, что меня пригласил для открытия новой специальности «Геоэкология» на кафедре физической географии в КГПУ её руководитель — доктор географических наук В.П. Чеха.
Для открытия были подготовлены программы, построена и обустроена лаборатория геоэкологии, на базе которой студентами проводились в последующем научно-исследовательские работы по состоянию компонентов окружающей среды. Были заложены пять комплексных ландшафтных полигонов, в том числе и на территории г. Красноярска. Для привлечения внимания к территориальным экологическим проблемам края нами проводились круглые столы для того, чтобы привлечь представителей общественности, научного сообщества, представителей власти и молодежи и показать, что география с экологией очень тесно связаны. Многие говорят об экологии края, но зачастую не знают его географию.
Постепенно меня привлекли к общественной работе, сначала в качестве независимого эксперта, теперь по приглашению председателя и рекомендации В.М. Долженко состою в Общественном совете при Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Этот Совет рассматривает все вопросы, которые касаются экологических проблем Красноярского края, я вхожу также в рабочую группу по обращению с отходами.
Так что вот… такая стезя!
— Вы затронули тему ваших научных трудов, расскажите о них подробней.
— У меня около 80 работ, нет смысла их перечислять. Не буду говорить про научные труды, они в основном посвящены экологическим исследованиям природных территориальных комплексов, лучше скажу про учебники, которые я писала. В 2005 году, когда открыли в КГПУ при кафедре физической географии новую специальность – «Геоэкология», то чтобы мои студенты не говорили, что нет учебников, а тогда их реально не было, я написала первый учебник «Оценка экологического состояния природно-территориальных комплексов (ПТК): мониторинг, оценка качества компонентов окружающей среды».
Более того, даже в СибГАУ мои студенты видели эти учебники, вы можете даже найти их в своей библиотеке, они как-то тихонечко разошлись по городу. Затем, когда мы со студентами начали изучать ландшафты и их состояние, я написала «Методику комплексных полевых ландшафтных исследований» для геоэкологов.
Еще одно учебное пособие, последнее, «Геологический мониторинг» — учебник не только для студентов, но для тех, кто потом придет на производство, потому что там есть ссылки на ГОСТы, потому что более регламентированной деятельности, чем экология, нет.
Почти 25 лет я занимаюсь мониторингом природных комплексов с близи города, это ряд возвышенностей, называемых «Долгая грива», позже нашла единомышленников из других вузов, которым также интересна эта территория. Совместно мы проводили со своими студентами полевые практики, так накопился материал по комплексным исследованиям природных комплексов под воздействием города.
Геологические условия изучались под рук. М.Л. Махлаева (СФУ), почвенные под рук. Т.Н. Демьяненко (КГАУ), геохимические— под рук. Т.П. Стримжа, а объединяющими явились ландшафтные исследования.
Результатами стали курсовые и квалификационные, магистерские и диссертационные работы, а также совместная монография «“Долгая Грива”- межвузовский полигон ландшафтно-экологического мониторинга: природные комплексы, геология, прогноз развития».
Она стала бестселлером среди изыскателей, так как строительство объектов Универсиады почти все сосредоточено на этой территории, и специалисты теперь пользуются этой монографией, потому что там дан полный комплекс и информация, которая ранее не была известна.
— Как вы считаете, почему важна экология в мире? В Красноярске?
— Начнем с того, что для этого нужно понимать, что такое экология. Просто природой занимается ботаника, геология, гидрология, гидрография, то есть много наук занимается именно природой, какими-то отдельными ее аспектами.
Экология же… Ну-у… биологи считают, что экология родилась у них. В общем-то, они имеют на это право. Первый, кто дал определение науке экологии, был Эрнест Геккель в 1864-1864 гг. И он сказал просто: «Экология – наука о взаимодействии организмов окружающей средой и друг с другом».
Сейчас, благодаря нашим полуграмотным СМИ, экология стала «грязной». Ну, согласитесь, может быть, «грязная» физика? Давайте ядерную физику назовем «грязной»? Или «грязная» химия – пестициды. Это «грязная» химия у нас будет теперь? «Грязная» экология – это бред, и вот с этим бредом приходится бороться.
А СМИ транслируют информацию, искажают, в результате получается, что они вносят это искажение. И в головах у людей, когда речь идет об экологии, сразу возникают мысли про «черное небо» или, наоборот, «чистый воздух». Они никак не понимают, что это взаимосвязано с другим. Нужно изучать взаимосвязь. Да, качество среды ухудшается – это стало основным предметом изучения, потому что пострадают все. Это интересно, но как мы докатились до этого, это не интересно никому. А это логически связанные вещи.