Свою вторую встречу на VIII «Неделе PR и рекламы на Енисее» руководитель Российской ассоциации по связям с общественностью Алексей Глазырин посвятил маркетингу. 5 мая спикер прочёл студентам-участникам фестиваля лекцию «Чувство маркетинга: тренды современных коммуникаций».
– Алексей Владимирович, грамотный PR в российской блогосфере – это реальность, или есть только слабые «потуги» продвинуть что-то через посты, неприкрыто и безыскусно?
– Продвижение товаров и услуг в российской блогосфере сегодня очень широкомасштабно и профессионально. Есть, конечно, откровенно неудачные попытки что-то прорекламировать под видом личного мнения, но их меньшинство. Я бы поставил вопрос: что выдвигать критерием грамотного PR в блогах? Его незаметность читателю, которого мы вводим в заблуждение? Или честность автора по отношению к аудитории?
Сегодня честность – одно из самых востребованных благ. Если фирма связывается со знаменитым блоггером и предлагает ему протестировать свой товар, и прямо написать об ощущениях, это может принести успех не меньший, чем если засылать «подсадную» утку, которая как бы ненароком будет вас расхваливать. Но в последнем случае мы можем добиться того, что в интернете люди перестанут вообще кому-либо верить.
– Вы заметили, что в кризис работает только рациональная реклама – не столкнёмся ли мы в ближайшее время с таким феноменом, как «оскучнение» рекламы?
– Реклама в кризис не стала более эмоциональной. Она перестала быть искусством, и я рад этому. У искусства свои задачи, у рекламы своя – продавать.
Какие возможности установить интерактивное общение с потребителем есть сегодня у компаний?
– Любые средства Интернет, социологические опросы плюс клиент-ориентированное продажное обслуживание. Это анкетирование потребителя, фиксация его реакции. Вообще, всё, что связано с директ-маркетингом, индивидуальным обслуживанием: доставка, сервис, дополнительная комплектация – всё это нужно сейчас шире использовать.
Ушло то время, когда компании занимались только расширением сбыта, выходом на массовый рынок. Сегодня ни одна фирма не может обойтись без личностного подхода к потребителю, нужно стремиться не только к массовости, но и к полезности. И многие брэнды, которые пока этого не понимают, скоро столкнутся с такой проблемой.
– Стратегия «растягивания времени», которую используют супермаркеты, противоречит огромной потребности в свободном времени, которую испытывает сегодня каждый человек. Не приведёт ли это в будущем к падению популярности «больших» розничных форматов?
– Здесь секрет в том, что человек сам не знает, чего он хочет. Если бы он точно знал и совершал целевые покупки, он бы шёл в небольшой магазин. Если он стремится туда, где за него поработали и выложили всё, что можно для него «придумать», значит, есть такая потребность.
И потом, у супермаркета есть свои плюсы – например, более низкие цены и возможность купить много всего в одном месте единоразово, тем самым освобождая себя от ежедневных походов в магазин за необходимым. Это, наоборот, экономит время.
– То, что сегодня потребитель стал нетерпелив, хочет получить товар мгновенно и не желает делать покупки «на будущее» — это из-за утери навыков планирования?
– Нет, просто так построен человек – по принципу «стимул — реакция». Например, я управленец, у меня в работе слишком многие результаты отсрочены, я не хочу ждать ещё и при личном потреблении. И это естественная потребность человека – не загружать себе голову лишними мыслями насчёт покупок на будущее.
Маркетинг сегодня поворачивается к базовым потребностям человека, вместо того, чтобы создавать новые, надуманные, как это было в парадигме прошедшего десятилетия, — это нормально.